Парадоксальную тему подняла одна женщина: «Вы не задумывались - какой ужас наши народные русские сказки? Вдумайтесь только: отец завозит кровиночку-дочь в глухой морозный лес и бросает! Баба Яга – людоедствует! Кощей Бессмертный - маньяк и убийца! Ребеночек превращается в козленочка! Разве это писали адекватные люди? И что почерпнут дети в этих сказках? Не лучше ли давать им что-нибудь познавательное, развивающее, а не психику уродовать»?...
Первоначально я даже вздрогнул от кажущейся справедливости этого вопроса.
Но тут же, словно ясное утреннее солнышко над седым от инея октябрьским полем, всплыло теплое воспоминание о золотом детстве. Как же я тогда любил эти сказки!
И постепенно начал складываться ответ – зачем нам так нужны эти красочные и животрепещущие истории…
Народные сказки слагал вовсе не какой-то неадекватный человек. А сам народ, инстинктивно понимающий, как надо воспитывать ребенка. Их сочиняли и рассказывали подрастающему поколению, чтобы чему-то научить, чтоб уберечь от беды. Ведь ребенку так сложно внушить, почему опасно ходить в лес одному. Вот и рассказывали про Бабу-Ягу, Кощея, леших и прочую нечисть.
Сказки учат быть осторожным, но в тоже время добрым и справедливым. В яркой образной форме показывают, что есть добро и зло. Вселяют веру, что зло будет непременно наказано. Учат верить в светлое. Сказки - словно золотые зерна пшеницы, посаженные в благодатную почву детской души, из которых потом вырастет хороший урожай - умный, мудрый, сострадающий, любящий жизнь, природу и людей человек.
В сказках мудрость и опыт поколений. Там, словно в молекуле ДНК заключена в гиперболизированной форме вся проблематика будущей жизни. А образы такие яркие и запоминающиеся, для того чтоб, как алмазный след не стекле, они на всю жизнь врезались в чистую детскую память. И маленькие во многом мудрее «адекватных» взрослых! Они просто живут в этих сказках, а не воспринимают их смысл, с поверхностно-прагматичной точки зрения, как это сделала женщина, поднявшая эту тему.
К слову сказать, лишь один из доброй дюжины людей, принимавших участие в разговоре, согласился с ней.
А остальные сказали.
«Сказки – это наша реальность».
«А Вы считаете, что зарубежные лучше? Мы выросли на наших сказках - и ничего, монстрами вроде не стали».
«На мой взгляд, даже через подобные сюжеты в сказках можно хорошему научить, например, сказать, что так делать нельзя, и т.п.».
«Во всех сказках добро побеждает зло и из любой чащи даже в мороз можно выбраться и остаться невредимым. Главное быть добрым и трудолюбивым»!
«Я очень люблю наши сказки и читаю их детям».
«Наши сказки хорошие, в них добро побеждает зло. А то, что зло в мире существует, нет никакого смысла скрывать от детей».
«Все нормально – это же сказки»!
«А на чём их учить? На "Симпсонах"? Большинство выросли именно на наших народных этих сказках - и вполне нормальные, адекватные люди. Конечно, надо что-то и познавательное давать. Но сказки тоже нужны. Кстати некоторые из них изначально были легендами и звучали гораздо страшнее».
Милые мои мамы, бабушки и дедушки! Не воспитывайте в своих чадах с детства прагматиков и «олигархов»! Не отнимайте у них светлых воспоминаний о сей золотой поре. Не забывайте и про свое детство. А так же могучую и бездонную кладовую народной педагогики – эти прекрасные и «ужасные» сказки!